Национальный проект «Культура» открыл новые возможности в формировании фондов модельных библиотек. При реализации проекта перед библиотеками остро встала проблема отбора качественных изданий и расходования выделенных бюджетных средств в сжатые сроки.

В своей консультации я попытаюсь ответить на вопросы, чаще всего задаваемые мне комплектаторами модельных библиотек.

Комплектование фонда – задача для всей библиотеки.

Современный объем информации, который необходимо постоянно мониторить для отбора ресурсов в фонд конкретной библиотеки настолько велик, что комплектование перестает быть только задачей отдела комплектования. Комплектованием занимается вся библиотеки и, прежде всего, работники, занятые обслуживанием читателей.

Начинать нужно с уточнения миссии, приоритетных направлений формирования библиотечного фонда, выделения ключевых потребителей, анализа спроса и предложений, состава и использования библиотечного фонда.

Выбрать несколько направлений комплектования: обновление фонда классической литературы; приобретение лучших современных произведений — лауреатов литературных премий и конкурсов, книг по патриотическому воспитанию, справочной и отраслевой литературы для детей и подростков, литературы по семейному воспитанию и так далее.

Информационные ресурсы в помощь текущему комплектованию (сайты издательств, книготорговых фирм, интернет-магазинов, сетевых ресурсов открытого доступа и др.)

Необходимо определить круг издательств, издающих книги необходимые библиотеке исходя из ее миссии, в зависимости от зоны обслуживания и от характеристик читательских групп.

Ведущие издательства по основным сегментам книжного рынка:

«ЭКСМО», «АСТ», «Азбука-Аттикус», «Редакция Елены Шубиной», «Клуб семейного досуга», «Время», «Речь», «Азбука», «Азбука-Аттикус», «Астрель», «Феникс», «КНОРУС», «Лань», «СпецЛит».

Детские: «Детская литература», «Аквилегия-М», «Самокат», издательская группа «ЭНАС», «Качели», «Аквилегия», «Хоббитека», «Твик», «Елена», «Паблишинг», «Клевер-Медиа-Групп», «КомпасГид», «Махаон», «Оникс-Лит.

Какие возможности для пополнения библиотечного фонда предоставляет нам Федеральный закон 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Основные способы госзакупок:

  • аукцион в электронной форме (электронный аукцион);
  • закупка по п. 4 ч. 1 ст. 93.
  • закупка по п. 5 ч. 1 ст. 93.
  • закупка по п. 13 ч. 1 ст. 93
  • закупка по п. 14 ч. 1 ст. 93

Какую формы закупки выбрать решает библиотека.  Прежде чем выбрать способ закупки нужно взвесить достоинства и недостатки каждого способа.

Особенности открытого аукциона в электронной форме:

— Особая процедура организации и проведения – в электронной форме на официальном сайте ЕИС (единой информационной системы).

Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

  1. Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
  2. Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.

ст. 59, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 25.06.2020) <О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)>

Проблема, с которой сталкиваются комплектаторы при формировании техзадания на аукцион, это в короткие сроки отобрать значительное количество книг на достаточно большую сумму. Можно пойти разными путями:

  1. посмотреть прайс-листы известных издательств на сайтах;
  2. заказать прайс-листы по электронной почте в издательствах;
  3. просмотреть книги на сайтах интернет-магазинов: «Лабиринт», Ozon.ru, «ЛитРес», «Буквоед», Book24, «Книговек»;
  4. изучить информацию на сайтах литературных премий России и зарубежных стран, шорт-листы и книги лауреатов, рейтинги лучших изданий, самых читаемых книг сезона, года;
  5. запросить сводные прайс-листы у книготорговых фирм. «Гранд-Фаир», ЦКБ «БИБКОМ», ООО «БиблиоКнига», НИЦ «Инфра-М» «Эксмо», НФ «Пушкинская библиотека», «Книжный Клуб 36,6», ООО «ТД Равновесие».

Фирмы, специализирующиеся на комплектовании библиотек:

«Гранд-Фаир», ЦКБ «БИБКОМ», ООО «БиблиоКнига», НИЦ «Инфра-М» «Эксмо», НФ «Пушкинская библиотека», «Книжный Клуб 36,6», ООО «ТД Равновесие».

Подготовка ТЗ и обоснование НМЦК (начальная максимальная цена контракта) и Цены контракта:

Книги для закупки через аукцион желательно отбирать последних лет издания, так больше шансов получить весь заказ полностью. За время прохождения процедур закупки многие печатные издания из утверждённых списков могут исчезнуть в книготорговых организациях, их тиражи закончится в издательствах, и придется делать замену. Книготорговые фирмы, выступающие на аукционах в роли Поставщиков, как правила работают с издательствами и не охотно с интернет-магазинами, это тоже нужно учитывать при отборе книг.

Заказы из всех прайс-листов объединить в один, сформировать единый заказ на отведенную сумму. Сделать пять запросов на коммерческие предложения «Запрос о предоставлении ценовой информации» в пять книготорговых фирм, принимающих участие в аукционах. (см. Приложение №1. Запрос на КП).

НМЦК начальная (максимальная) цена контракта вычисляется из не менее трех цен представленных коммерческих предложений различными поставщикам. Средняя сумма трех КП дает сумму аукциона.

В техническом задании на аукцион нет указания на конкретное издательство.

Обязательно в договоре оговаривается срок поставки, чем больше наименований книг в заказе, тем больше срок поставки (не меньше 2 месяцев), оплата после поставки всех книг, предоставляемые документы на оплату (счет, счет-фактура, накладная ТОРГ-12).

Недостатки приобретения книг через открытый аукциона в электронной форме:

  • востребованные книги быстро уходят с рынка. Любая, даже самая простая, процедура закупки занимает в среднем от одного до трёх с половиной месяцев, а аукцион и больше времени. (анализ рынка, подготовка технического задания, запросы коммерческих предложений, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, процедура аукциона)
  • основная причина задержки поставок и выполнения контрактов поставщиками — это невозможность найти на рынке необходимые издания.

В соответствии с требованиями ФЗ-44 замена при исполнении контракта предусмотрена только по количеству товара (п. 1б ч. 1 ст. 95). Поставщик может произвести замену в размере до 10%, но только книг, указанных в спецификации, или тех же товаров с улучшенными характеристиками. Замену можно осуществлять только в размере 10% от суммы контракта.

закупка по п. 4 ч. 1 ст. 93. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного поставщика.

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;

закупка по п. 5 ч. 1 ст. 93. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у единственного поставщика.

5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, дом (центр) народного творчества, дом (центр) ремесел, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей;

Закупка у единственного поставщика по п.4 и п.5 наиболее оперативна. Договора регистрируются в реестре учета контрактной службы и не выставляются на сайте ЕИС (Единой информационной системы). Необходимы Коммерческие предложения от пяти поставщиков. Могут возникнуть проблемы в обосновании начальной (максимальной) цены контракта: трудно найти пять фирм с одинаковым ассортиментным предложением.

закупка по п. 13 ч. 1 ст. 93 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у автора и правообладателя по исключительным правам.

13) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения фильмов в целях проката), прав на произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, прав на исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков, прав на фонограммы конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;

закупка по п. 14 ч. 1 ст. 93 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у издательств, правообладателей по исключительным лицензиям на использование.

14) закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций;

Достоинства приобретения книг у «единственного источника» по исключительным правам:

  • книги приобретаются по издательским ценам без каких-либо наценок;
  • минимален риск заключения контрактов с недобросовестными поставщиками;
  • нет необходимости проводить конкурсные процедуры с потерей времени на комплектование и огромными трудозатратами;
  • библиотека имеет возможность приобретать именно те издания, которые ей необходимы, включая новинки и ценную научную литературу;

Недостатки приобретения книг у «единственного источника» по исключительным правам:

  • ограниченный ассортимент наименований (закупка только издательских позиций);
  • дополнительная нагрузка на комплектаторов при согласовании и «прохождении» документов;
  • перекос в пользу одного издательства, от чего может пострадать качество комплектования;
  • не все издательства готовы были работать с библиотеками по прямым закупкам.

Издательства, работающие по исключительным правам по п. 14 ч. 1 ст. 93 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»:

«ЭКСМО», «АСТ», «Азбука-Аттикус», «Время», «Азбука», «Азбука-Аттикус», «Астрель»,«Феникс», «КНОРУС», «Лань», «Юнити-Дана», «Инфра-М», «Проспект», «Юрайт», «Центрполиграф», «Дашков и К», «Аспект-Пресс»», «Питер», «Альпина-Паблишен», «Рипол-Классик», «Русские витязи», «Кучково поле».

Прайс–листы издательств можно найти на сайтах или запросить в издательствах по электронной почте. Одни издательства издают книги определенной узкой тематики, другие охватывают несколько или много тем.

Качество издательских прайс-листов не всегда отвечает нашим ожиданиям: отсутствие полных прейскурантов, плохая навигация, сложная структура прайс-листа, затрудняющая работу, низкая обновляемость информации.

Если издательства Вам не знакомы и не входят в приведенный мной перечень, обязательно вначале уточните работает ли они по п. 14 ч. 1 ст. 93 ФЗ и смогут ли предоставить необходимые документы. Не все издательства готовы работать с библиотеками по прямым закупкам.

По прайс-листу формируется список-заказ необходимых библиотеке изданий. До оформления окончательного заказа, предварительный заказ необходимо согласовать с издательством. Возможно на данный момент нет выбранных Вами книг, истек срок авторского договора, закончился тираж и/или требуется допечатка. Тогда необходимо скорректировать заказ.

С каждым отдельным издательством заключается Договор на поставку книг, отобранных по прайс-листу этого издательства.

В преамбуле договора дается ссылка «на основании п.14 ч.1 ст.93 от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 Обязательно в договоре оговаривается срок поставки (30 дней), оплата после поставки всех книг, предоставляемые документы на оплату (счет, счет-фактура, накладная ТОРГ-12).

Издательство предоставляет: Гарантийное письмо на официальном бланке издательства, подтверждающее исключительные права на использование. (см. Приложение №2. Гарантийное письмо). К Гарантийному письму обязательно приложение «Реестр договоров об исключительных правах на использование печатных изданий», в котором перечисляются: авторы и названия изданий, реквизиты договоров об исключительных правах, срок действия исключительных прав по договорам.

В случае заключения с Вами государственного контракта на поставку указанных печатных изданий издательство гарантирует предоставление по требованию государственных контролирующих органов копий документов, подтверждающих исключительные права издательства на перечисленные произведения.

Договор с издательством, по исключительным правам выставляется на сайте ЕИС (Единой информационной системы).

Открыть в новом окне

 

Приложение №3. 20 издательств, выпустивших наибольшее количество книг в 2020 г.

Приложение №4. 20 наиболее издаваемых авторов по художественной литературе в 2020 г.

Приложение №5. 20 наиболее издаваемых авторов по детской литературе в 2020 г.

Приложение №6. Выпуск книг по тематическим разделам в 2020 г.

Приложение №7. Выпуск книг по целевому и читательскому назначению в 2020 г.

 

Источники:

  1. Российская Федерация. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. // КонсультантПлюс.
  2. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (ред. от 25.06.2020) «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» // КонсультантПлюс.
  3. Статистические показатели 2020 года // Российская книжная палата : [сайт]. – М. : Российская книжная палата, cop. 2020. – Режим доступа: http://www.bookchamber.ru/index.html.
  4. Комплектование фондов муниципальных модельных библиотек: первый опыт / И. В. Эйдемиллер, Н.О. Тихонова // Университетская библиотека : [сайт]. – М., 2020. – Режим доступа: http://www.unkniga.ru/biblioteki/fonds.