Профессиональные журналы. Обзор

Имидж библиотеки стал интересовать профессионалов библиотечного дела с середины 90-х гг. XX в. Это проявилось как в теоретических разработках, так и библиотечной практической деятельности. Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди различных социальных слоев населения стало одним из приоритетных направлений деятельности библиотек.

Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам.

Начало осмысления проблемы имиджа библиотеки в отечественной науке

Первое в России комплексное осмысление проблемы имиджа библиотек, библиотекарей и библиотечной профессии было сделано в монографии Ю. М. Матвеева Имидж библиотек как социокультурный феномен. Книга рассматривает совокупность частных имиджей, образующих в целом имидж библиотеки как социального института: имидж здания, имидж сотрудников, имидж профессии, библиотечного образования, науки. Свое дальнейшее развитие тема получила на страницах библиотечных журналов. Были опубликованы аналитические работы Даниловой Л. Ю. «Создание привлекательного имиджа библиотеки», Ветчановой О. В. «Имидж организации: стратегия формирования», Пановой Р. «Положительный имидж: как его создать?», Тараненко Т. С. «Формирование имиджа библиотеки средствами PR-технологий и рекламы» и другие. Эти работы рассматривали аспекты имиджевой деятельности библиотек.

Формирование имиджа понималось как многофакторный процесс. Он включал в себя нужные и интересные мероприятия для разной аудитории, набор качественных услуг, информирование пользователей через сайт, социальные сети и рассылку, взаимодействие со СМИ, организацию обратной связи с читателями по удобным для них каналам, использование инструментов PR и маркетинга, имиджевые проекты и многое другое.
Если два десятилетия назад библиотеки основной составляющей положительного имиджа видели СМИ, RR-технологии и рекламу, то в настоящее время акцент сделан на создание бренда организации.

В представленном обзоре рассмотрены работы теоретиков и практиков библиотечного дела, опубликованные в профессиональных журналах за последние 3 года.

Узнаваемость библиотеки и ее идентичность

В статье Прасоловой П. С. Бренд современной библиотеки: путь создания (Культура: теория и практика: электронный научный журнал. 2022. № 3) рассмотрена проблема идентичности библиотек. Ее решение автор связывает с формированием уникального фирменного стиля, являющего составной частью бренда. Бренды в отрасли библиотечного дела играют важную роль, но несут несколько иной смысл чем бренды в бизнесе. В библиотечной среде бренд — это инструмент обновления социального имиджа, накопления социального капитала и повышения социальной репутации. Автор  рассматривает некоторые аспекты реального создания эффективного бренда библиотеки: целевую аудиторию, каналы коммуникации, внутреннюю бренд-коммуникацию, айдентику и фирменный стиль библиотеки.

Культура: управление, экономика, право. 2022. № 3.
Источник: Культура: управление, экономика, право. 2022. № 3.

Специфика фирменного стиля и его возможности как инструмента формирования имиджа современной организации на примере библиотечно-информационных учреждений России рассмотрена в работе Тураниной, И. Ф. Заманова и М. С. Малышева Фирменный стиль как инструмент формирования имиджа современной организации (Культура: управление, экономика, право. 2022. №3). Авторы статьи – сотрудники кафедры библиотечно-информационной деятельности Белгородского государственного института искусств и культуры. Они уверены, что фирменный стиль должен присутствовать во внешнем и внутреннем оформлении библиотеки. Таблички перед входом, с названиями отделов библиотеки, деловая документация, элементы оформления выставок, разделители фонда и указатели – все должно быть в едином стиле.
Фирменный стиль указывает на стабильность организации, подчеркивает ее длительную положительную историю существования, способствует повышению корпоративного духа среди сотрудников и формированию у них «фирменного патриотизма». Еще одна цель фирменного стиля – оказывать воздействие на потребителей, вызывая у них положительные эмоции, связанные с оценкой качества услуг организации.

Авторы указывают на важность основных элементов фирменного стиля – дизайна, интерьера, сочетания цветов, логотипа, слогана. Они приводят рекомендации по подбору цветовой гаммы фирменного стиля. Определены перспективы фирменного стиля как средства, способного повысить имидж библиотеки.

Библиополе. 2024. №1.
Источник: Библиополе. 2024. №1.

Для библиотечных работников больший интерес представляет практический опыт по созданию положительного имиджа. Таким опытом делится заведующая отделом развития и связей с общественностью Мурманской ЦГБ Алла Мицуро. В статье Узнать из тысячи похожих (Библиополе. 2024. № 1) описан процесс создания сетевого бренда Мурманской центральной городской библиотеки и ее 17 подразделений. В 2000-е годы филиалы сети сменили названия и стали информационно-интеллектуальным центрами. Это было сделано, чтобы пользователями они воспринимались как нечто большее, чем просто хранилище книг. Процесс ребрендинга – это комплекс мероприятий по изменению бренда и его составляющих: названия, логотипа, слогана, визуального оформления, чтобы сформировать у посетителей единый узнаваемый образ ЦГБ и в то же время показать особенности филиалов, каждый из которых отличается уникальными проектами и инновационными направлениями работы. Фирменный стиль предполагается разработать для каждого подразделения, и ЦГБ станет одним большим позитивным брендом.

Современная библиотека. 2023. № 5.
Источник: Современная библиотека. 2023. № 5.

Опыт формирования бренд-имиджа Ракитянской ЦБС Белгородской области представлен в статье Рыбниковой Т. Войдите в образ (Современная библиотека. 2023.№5). В статье показан весь процесс создания бренда: от разработки логотипа, фирменного стиля, контент-плана, построения маркетинговой стратегии до внедрения фирменного стиля одежды специалистов. Как утверждает автор статьи, она же заместитель директора по библиотечному обслуживанию населения Ракитянской ЦБС, формирование сильного и стильного бренда помогло библиотекам Ракитянского района стать узнаваемыми и различимыми среди других учреждений, фирменный стиль повысил уровень доверия к филиалам.

Есть и другие работы, в которых рассматривается работа над созданием единого стиля библиотек, например: О. Титовой и А. Шамгутдиновой Встречают по логотипу: визуал, единый стиль и другие бренд-элементы (Библиополе. 2022. №1). На страницах журнала практики библиотечной работы делятся опытом созданием единого стиля для библиотек на примере Березовской ЦБС Свердловской области.

Внутреннее пространство библиотеки

Наличие богатого, разнообразного книжного фонда – основное условие эффективной деятельности библиотеки. Но не менее важно и то, как именно организовано ее внутреннее пространство. Тщательно продуманный имидж библиотеки, оптимальное планировочное решение, индивидуальный дизайн, наличие современного оборудования, удобных мест для работы, учебы и досуга – вот что делает библиотеку популярной среди читателей. Омские специалисты уделяют этим вопросам самое пристальное внимание.

В статье Ольги Кац Предметный мир «публичек» (Библиотека. 2022. №8) показано системное обустройство структурных подразделений бюджетного учреждения культуры «Омские муниципальные библиотеки», которые носят имена героев, общественных деятелей, ученых, писателей, поэтов. Присвоение «публичке» фамилии литератора позволяет вводить в предметную среду новые элементы, организовывать различные тематические зоны, инсталляции, интерактивные выставки. В детской библиотеке, носящей имя советского поэта Тимофея Белозерова, маленьких посетителей встречают сказочные персонажи на интерактивной площадке «Белозерская полянка»; омскому прозаику и журналисту Александру Лайферу посвящена постоянно действующая экспозиция «Кабинет писателя» в библиотеке, названной в его честь.
Системный подход к обновлению привел к созданию в библиотеках интерактивных и целевых пространств комфортного чтения, игры, творчества, общения, уединения; к созданию экспозиции картин омских художников, фотовыставок, фотозон, уютных приват-зон, интерактивных инсталляций.

Репутационный кризис

С приходом новых технологий библиотеки столкнулись с повышенной конкуренцией со стороны интернет-ресурсов и электронных книг. В связи с этим формирование привлекательного бренда стало необходимым инструментом для преодоления имиджевого кризиса, привлечения новых читателей и удержания постоянных.

Исследовательская группа преподавателей кафедры библиотековедения и информационных технологий Алтайского государственного института культуры провела качественное изучение мнений потребителей информации о характере и причинах репутационного кризиса в современной публичной библиотеке. Итоги исследования приведены в статье Имидж публичной библиотеки глазами пользователей: результаты социологической диагностики, авторы — А. С. Фролова, Т. А. Курникова, М. С. Куран, А. П. Леднева (Библиотековедение. 2023. № 1.) Социологический опрос проводился в декабре 2022 г. в основном среди городских жителей Алтайского края в возрасте от 14 до 76 лет.
По мнению большинства респондентов у современной публичной библиотеки есть проблемы с репутацией по причине слабой имиджевой стратегии или ее отсутствия. Респонденты назвали слабые стороны современной библиотеки: устаревший документальный фонд, техническую отсталость, консервативный интерьер и внешний вид здания, неприветливый персонал, низкое качество услуг.
Важный показатель состояния имиджа библиотеки – общественная оценка профессии. Большинство участников опроса отметили, что библиотечному труду не хватает хорошего пиара, а 15% сказали, что о профессии сложился ложный стереотип.
Но, как показали итоги социологического опроса, еще сохранилось общественное доверие к библиотеке, как к социально ориентированному интеллектуальному учреждению, которое соблюдает общественные интересы, работает на достижение общественного согласия и благополучия.

Роль коллектива библиотеки в создании имиджа

На имидж библиотеки работает доброжелательный коллектив, оказывающий пользователям качественные услуги. Об этом статья Ахметовой А. Я. Основа успеха – сильная команда (Библиополе. 2022. №9). Директор Нижегородской центральной городской библиотеки имени В. И. Ленина рассказывает о кадровой политике учреждения, корпоративной культуре как залоге успешной работы, формировании положительного образа библиотеки, участии в федеральном проекте «Цифровая культура», продвижении чтения и др.

Библиополе. 2023. № 6.
Источник: Библиополе. 2023. № 6.

Библиотечная практика не стоит на месте. Появляются более современные и удобные форматы взаимодействия с пользователями. Сурикова Г. А. в статье Когда загадывают желания и едят эскимо: расширяем календарь праздников (Библиополе. 2023. №6) предлагает обзор мероприятий, организованных и проведенных в Липецкой областной универсальной научной библиотеке в рамках проекта «Имиджевые акции в библиотеке». Вот только некоторые из них: декабрьская акция по обмену подарками «Говорят, под Новый год…»; «Читатель в книгах» [измерение роста в книгах]; «Сладкий лед» [к Международному дню эскимо] и другие мероприятия.

Как показывает практика, читатели заинтересованы не только в оперативном обслуживании. Для них не менее важно провести время в комфортной обстановке, пообщаться с единомышленниками, поучаствовать в увлекательных мероприятиях, получить положительные эмоции и яркие впечатления. И если это удается, люди обязательно приходят в библиотеку.

 

Для подготовки обзора использовались публикации:

1. Алтухова, Г. А. Основы библиотечного имиджа : [учебно-методическое пособие] / Г. А. Алтухова. – Москва : Литера, 2008. – 224 с.
2. Ветчанова, О. В. Имидж организации: стратегия формирования / О. В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2013. – № 6. – С. 33-43.
3. Ахметова, А. Я. Основа успеха – сильная команда /А. Я. Ахметова // Библиополе. – 2022. – № 9. – С. 2-8.
4. Ефимова, А. Н. Формирование имиджа библиотеки как культурно-просветительного центра : учебно-практическое пособие / А. Н. Ефимова. – Москва : Литера, 2014. – 251 с.
5. Кац, О. Предметный мир «публичек «: системный подход к обновлению / О. Кац // Библиотека. – 2022. – № 8. – С. 74-77.
6. Матвеев, Ю. М. Имидж библиотек как социокультурный феномен : монография / Ю. М. Матвеев. – Санкт-Петербург : Российская национальная библиотека, 2009. – 444 с.
7. Мицуро, А. Узнать из тысячи похожих: создаем собственный бренд / А. Мицуро // Библиополе. – 2024. – № 1. – С. 17-22.
8. Прасолова, П. С. Бренд современной библиотеки: путь создания // Культура: теория и практика : электронный научный журнал. – 2022. – № 3 (48). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brend-sovremennoy-biblioteki-put-sozdaniya/viewer (дата обращения 27.09.2024).
9. Рыбникова, Т. Войдите в образ / Т. Рыбникова // Современная библиотека. – 2023. – № 5. – С. 93-95.
10. Сурикова, Г. А. Когда загадывают желания и едят эскимо: расширяем календарь праздников / Г. А. Сурикова // Библиополе. – 2023. – № 6. – С. 46-50.
11. Титова, О. Встречают по логотипу: визуал, единый стиль и другие бренд-элементы / О. Титова, А. Шамгутдинова // Библиополе. – 2022. – № 1. – С. 8-10.
12. Туранина, Н. А. Фирменный стиль как инструмент формирования имиджа современной организации / Н. А. Туранина, И. Ф. Заманова, М. С. Малышева // Культура: управление, экономика, право. – 2022. – № 3. – С. 36-40. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49520602 (дата обращения 27.09.2024).
13. Фролова, А. С. Имидж публичной библиотеки глазами пользователей: результаты социологической диагностики /А. С. Фролова, Т. А. Курникова, М. С. Куран, А. П. Леднева // Библиотековедение. – 2023. – № 1. – С. 71-82.