Библиотечные экскурсии и их место в массовой работе библиотеки

Экскурсионная работа – является важным направлением деятельности массовых библиотек. При помощи экскурсий будущие пользователи знакомятся с историей библиотеки, её фондом, отделами, ресурсами и возможностями. Экскурсии помогают не только привлекать новых пользователей / читателей, но  и способствуют повышению привлекательности библиотеки для жителей города.

Библиотечная экскурсия – это форма массовой просветительской работы в библиотеке. Ее основная цель — способствовать формированию информационной культуры личности. Экскурсия стремиться максимально удовлетворить интеллектуальные потребности экскурсантов, раскрыв им содержание и смысл работы библиотеки, показывая наглядно ее возможности, доступные всем желающим.

Виды библиотечных экскурсий

Библиотечные экскурсии можно разделить на несколько видов:

  • по содержанию: обзорные, тематические (например, изучается только справочно-библиографический аппарат библиотеки), комплексные;
  • по составу участников: детские (дошкольники, школьники), юношеские (школьники, студенты), взрослые (лица, повышающие уровень своей информационной культуры, участники профессиональных сообществ);
  • по форме проведения: реальные (в помещении библиотеки); виртуальные (на сайте библиотеки);
  • по числу участников: коллективные (групповые) и индивидуальные.

С точки зрения экскурсионной методики, наибольшее значение и интерес имеют школьные и юношеские библиотечные экскурсии. Именно эти виды библиотечных экскурсий приходится проводить большинству библиотекарей.

Подготовка библиотечной экскурсии

Подготовка и проведение экскурсии взаимосвязаны. В массовых библиотеках чаще проводятся групповые обзорные экскурсии для студентов, школьников, курсантов, для людей, занятых повышением квалификации.

Подготовка групповой экскурсии включает:

  1. предварительное согласование удобного дня и часа;
  2. уточнение потенциального количества человек в группе;
  3. определение продолжительности экскурсии по времени (45 минут или более);
  4. уточнение цели экскурсии;
  5. определение маршрута (показ и рассказ об отделах, обслуживающих читателей);
  6. правильное распределение общего времени экскурсии: (т. е. времени пребывания в каждом отделе);
  7. контроль за дисциплиной во время экскурсии (если это школьники) возлагаем на руководителя группы (педагога, организатора экскурсии и др.).

План библиотечной экскурсии

План всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения, одинаков: вступление, основная часть и заключение. Рассмотрим план на примере обзорной групповой экскурсии.

1. Вступление.

Вступление состоит из двух частей и длится не более 5 минут:

  1. Организационной. Сотрудник библиотеки встречает группу, знакомится с участниками и рассказывает о том, как пройдет экскурсия (какие отделы посетит группа, что интересного могут увидеть экскурсанты и т.д.) .
  2. Информационной. В ходе вступления необходимо рассказать экскурсантам как записаться в библиотеку и каковы основные правила пользования библиотекой. Если есть какие-либо ограничения или определенный порядок пользования документами и ресурсами необходимо сообщить об этом.
    Также стоит сообщить краткие сведения из истории библиотеки (дата открытия, кому принадлежит инициатива, какие изменения в статусе библиотеки были и т.д.).

2. Основная часть

Основа любой экскурсии — контрольный текст. В его основе — маршрут, по которому будут идти экскурсанты. На основе контрольного текста библиотекарь  создает индивидуальный рассказ, подстраивая его под конкретную группу.

Экскурсия. ИБО. Зал периодики
Экскурсанты знакомятся с газетами 1920-х и 1940-х гг. из фонда библиотекиАвтор изображения: Хромова Ю. А.Источник: Владимирская областная научная библиотека
Экскурсия. ИБО. Отдел иностранной литературы
Экскурсанты в отделе иностранной литературыАвтор изображения: Хромова Ю. А.Источник: Владимирская областная научная библиотека
Экскурсии. ИБО. Отдел электронных ресурсов
Экскурсанты знакомятся с процессом оцифровки документовАвтор изображения: Хромова Ю. А.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Содержание основной части раскрывается в отделах, обслуживающих читателей. Важно, чтобы экскурсия будучи интересной интересной, не была перегружена потоком избыточной информации. Экскурсовод не должен утомлять участников экскурсии. Так же ему не следует злоупотреблять использованием профессионального жаргона, так как это усложняет усвоение информации о библиотеке. Если же специальные термины звучат в речи экскурсовода, их необходимо популярно разъяснять.

В основной части дается характеристика библиотеки как информационного и культурного центра города, области (края) в целом.

В ходе экскурсии стоит упомянуть в своем рассказе о библиотеке:

  1. структуру библиотеки (отделы и их специфика);
  2. краткую характеристику библиотечному фонду (объем, отраслевая структура, виды изданий, уникальность краеведческого фонда, программы оцифровки);
  3. электронные и традиционные ресурсы;
  4. справочный аппарат для ориентации в фонде;
  5. услуги (платные и бесплатные);
  6. график работы и правила записи в библиотеку.

Знакомя экскурсантов с работой отделов, надо показать специфику каждого из них (особенности фонда, специфичные мероприятия, услуги отдела). Если на экскурсии студенты, то следует учитывать их профиль обучения. Например, для студентов юридических специальностей больший акцент в рассказе можно сделать на ресурсы библиотеки связанные с правом: фонд, электронные базы данных и библиотеки. Знакомя с поисковыми возможностями библиотеки или ее услугами, делать это примере тем и документов юридического содержания: поиск по каталогам, полнотекстовым базам и электронным библиотекам, заказ документов из других библиотек страны или запрос по подбору документов в виртуальной справочной службе и т.д.

3. Заключение.

По длительности заключение не должно превышать 5-7 минут. В заключении кратко обобщаются новые сведения, которые узнали экскурсанты. Прежде всего информацию о том, как записаться в библиотеку, какие услуги им доступны, как работает библиотека. Можно дать информацию о других экскурсиях, которые предлагает библиотека.

Особенности тематической экскурсии.

Тематическая экскурсия посвящается раскрытию какой-то одной темы: справочно-библиографическому аппарату, ресурсам библиотеки, фонду краеведческого отдела и др.
Экскурсионный материал можно разнообразить в зависимости от возрастной категории – видеофильмами, слайдами, презентациями.

Как сделать экскурсию интересной и запоминающейся

  1. На первом  месте для читателя всегда стоит доброжелательность библиотекаря. Проводя экскурсию тон сотрудника должен быть ровным, лишенным назидательности. Следить за дисциплиной при групповых экскурсиях должен руководитель группы. Не желательно привлекать к порядку как сотруднику-экскурсоводу, так  и сотрудникам, в чьем отделе находятся экскурсанты.
  2. Важен и эмоциональный контакт с экскурсантами. В ходе экскурсии необходимо общаться с экскурсантами. Задавайте им вопросы, интересуйтесь их мнением об увиденном.
  3. При возможности, необходимо предоставить возможность экскурсантам не только посмотреть на источники информации, но и самим подержать их в руках. Для этой цели стоит заранее приготовить какие-то интересные издания – это могут быть старые книги, необычные издания, рукописные материалы, газеты периода Великой Отечественной войны, старые открытки с видами вашего города и др.
  4. Можно приготовить небольшие викторины, задания на поиск информации или конкретной книги — они помогут запомнить как пользоваться библиотекой, что и как искать в ее фонде. Если есть возможность  — эти задания могут быть командными: на количество за объем времени или на скорость.

Виртуальные экскурсии

Виртуальные экскурсии расширяют возможности знакомства с библиотекой как в пространстве, так и во времени. В ходе виртуальной экскурсии можно познакомиться с историей здания, формированием фонда и теми, кто работал в библиотеке много лет назад. Также это возможность удаленно посетить выставки, концерты, иные мероприятия, которые проходят в библиотеке.

Виды виртуальных экскурсий (по степени сложности их создания):

  1. Знакомство с библиотекой при помощи презентации на основе фотографий, снабженных информационными текстовыми материалами.
  2. Видеоролик о библиотеке: он потребует сценарий, собственно съемку, монтаж и редактирование снятого материала.
  3. 3D-тур: представление пространства библиотеки в виде трехмерной панорамы, по которой можно перемещаться с помощью специальной навигации. Это потребует не только съемок и создания маршрута передвижения, но и специальных программ обработки материала.

Нестандартные краеведческие экскурсии

Если библиотека располагается в старом здании, с интересной историей, можно проводить экскурсии, где центром станет само здание библиотеки, его место в жизни города. Это даст возможность экскурсантам посмотреть на библиотеку в контексте истории конкретного населенного пункта. Можно познакомить их с историей строительства, биографиями тех, кому принадлежало знание и с теми, кто в нем жил, рассказать об организациях, которые располагались в этом здании на протяжении всего периода его бытования.

Также можно проводить экскурсии за пределами библиотеки, но связать их тему с библиотекой и книгой. Например, познакомить с историей библиотек города (частных, публичных, губернских, общественных и т.д.), рассказав и показав места, где они располагались. Рассказать о развитии книжного и типографского дела в конкретном населенном пункте.

Библиотечная экскурсия — часто первый шаг знакомства с библиотекой. Необходимо провести ее на таком уровне, чтобы положительное впечатление помогло экскурсантам возвращаться в нее снова и снова.

Рекомендуем для чтения:

  1. Библиотечная экскурсия : материалы для проведения экскурсий по библиотеке, внеклассных мероприятий о книгах и чтении [Электронный ресурс] / Департамент культуры и туризма Вологодской области, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина, Библиотечно-информационный юношеский центр им. В. Ф. Тендрякова ; [составитель Л. Е. Сергеева-Христова ; редактор И. Е. Колесова]. – Вологда : ВОУНБ, 2019. – 26 с. – URL: https://www.booksite.ru/fulltext/2019/b/bib_ekskursia.pdf (дата обращения: 24.07.2023). – Текст : электронный.
  2. Библиотечные экскурсии : методические рекомендации. – Текст : электронный // ГУК «Централизованная библиотечная сеть Бобруйского района» : [сайт]. – Бобруйск, 2019. – URL: https://www.cbs-bobruisk.belhost.by/index.php/ru/bibliograficheskie-spiski/133-metodicheskie-rekomendatsii-2019-goda/694-bibliotechnye-ekskursii (дата обращения: 24.07.2023).
  3. Виртуальная экскурсия по библиотеке: идеи по созданию. – Текст : электронный //  Электронно-библиотечная система Лань [сайт]. – URL: https://lala.lanbook.com/virtualnaya-ekskursiya-po-biblioteke-idei-po-sozdaniyu (дата обращения: 24.07.2023).
  4. Горшенин, А. В. «От папируса до цифры»: экскурсия нового типа в библиотеке / А. В. Горшенин // Библиотечное дело. – 2020. – № 8. – С. 37-39.
  5. Елохина, О. А. Экскурсионная деятельность библиотек как средство привлечения к чтению / О. А. Елохин // Молодые в библиотечном деле. – 2017. – № 5. – С. 18-25.
  6. Ляпкова, А. А. Библиотечные экскурсии как средство развития краеведческого туризма (на примере деятельности библиотек районов Томской области) / А. А. Ляпкова. – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. – 2019. – № 34. – С. 252-258. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bibliotechnye-ekskursii-kak-sredstvo-razvitiya-kraevedcheskogo-turizma-na-primere-deyatelnosti-bibliotek-rayonov-tomskoy-oblasti (дата обращения: 24.07.2023).
  7. Осетрова, И. Д. Будем знакомы! : опыт экскурсионной работы библиотеки вуза / И. Д. Осетрова // Молодые в библиотечном деле. – 2017. – № 1. – С. 43-50.
  8. Печеная, А. В. Массовая работа современных университетских библиотек / А. В. Печеная // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 8. – С. 9-16.
  9. Протопопова, Е. Библиотечная экскурсия: понятие и виды / Е. Протопопова // Библиотека. – 2008. – № 8. – С. 53-55.
  10. Раменская, Н. Прогулки между стеллажами / Н. Раменская // Библиотека. – 2012. – № 2. – С. 57-59.
  11. Тюрми, Е. С. Культурная доминанта города Выборга: экскурсионное обслуживание в библиотеке / Е. С. Тюрми // Библиотечное дело. – 2017. – № 2. – С. 39-43.