Читательские запросы могут быть долговременными и типовыми по содержанию. Чтобы не проделывать одну ту же работу заново для выполнения таких запросов используются малые полнотекстовые, фактографические или комплексные формы представления информации. Одной из таких форм является дайджест – подборка фрагментов из многих документов (выдержки, цитаты, конспекты, иногда – рефераты или аннотации) по какой-либо теме.
В настоящее время дайджесты можно разделить по способу подачи материала на 4 вида:
1. Печатные дайджесты.
2. Электронные дайджесты (как версии печатных).
3. Интернет-дайджесты (не имеющие бумажных аналогов).
4. Теле — видео- и радиодайджесты.
Часто в дайджесты включают информацию по темам, которые не имеют какого-либо обобщения, сводной публикации. Сведение разрозненных источников позволяет читателям получить панорамную картину по какой-либо теме и облегчает им доступ к различным документам.

Образец титульного листа дайджеста
Образец титульного листа печатного дайджеста.

Периодичность выпуска дайджеста может быть разной: от 2-х раз в месяц (если тема актуальна и публикации присутствуют в большом количестве) либо 1 раз в год. Текст первоисточника может быть включен в дайджест в полном виде, в виде фрагментов или реферата. На это влияет значимость материала и глубина освещение проблемы. Выбор темы определяется ее значимостью и актуальностью, компетентностью и авторитетом автора, новизной подхода, повышенным спросом у пользователей, информационной поддержкой определенных направлений работы библиотеки.

Подготовка дайджеста включает в себя: выбор темы, поиск и отбор источников информации, извлечение нужных фрагментов текста и их группировку.

Характерными чертами дайджеста являются: узкая тематика (не о медицине вообще, а о медицинском обслуживании в конкретном районе), представление разных точек зрения (подборка высказываний о медицинском обслуживании района с точки зрения медиков, администрации, пациентов) и тема рассматривается с различных сторон (медицинское обслуживание с точки зрения финансирования, наличия кадров, их квалификации, количества медицинских учреждений и т.д.).

Структура печатного дайджеста:

Введение
Пример текста Введения с основными элементами.

1. Титульный лист. Титульный лист печатного дайджеста включает в себя: название издающей организации; заглавие и указание вида (информационный, тематический); место и год издания.
2. Оглавление. В Оглавлении представлен перечень разделов (параграфов) с указанием страниц. Оно призвано наглядно ознакомить со структурой издания.
3. Предисловие. В Предисловии дается информация об актуальности и значимости темы дайджеста; определяется читательское назначение; указываются источники и хронологический охват материала. Так же в предисловии могут даваться рекомендации по использованию дайджеста.

Пример текста дайджеста
Пример текста дайджеста: описание источников и фрагменты публикаций.

4. Основной текст. Собственно дайджест включает в себя систематизированную подборку материалов по выбранной теме. Объем параграфов (разделов, глав) зависит от количества найденного материала. Текст может сопровождаться иллюстративным материалом. Описания источников, из которых взяты фрагменты текста должно быть достаточным для его определения. Не забывайте и про указание авторов иллюстраций, которые вы включаете в дайджест.

5. Список источников. Библиографический список использованных источников.
6. Приложение. В приложении можно разместить иллюстративный материал (таблицы, схемы, графики), а можно сделать и вспомогательные указатели, если объем дайджеста получился большой или того требует тема.
Следует заметить, что структура не является неизменной – дайджест может не иметь оглавления, приложений, и даже списка использованной литературы.

Использование дайджестов:

— для ориентации читателей в какой-либо теме;
— для восполнения пробелов в комплектовании фонда;
— для формирования коллекций лучших публикаций по определенной теме;
— для раскрытия фонда;
— для привлечения новых пользователей;
— в массовой работе при подготовке и проведении мероприятий (например, тематических обзоров, бесед, круглых столов и др.), книжных выставок (для раскрытия темы выставки и привлечения внимания к некоторым документам, не представленным на выставке);
— в индивидуальной работе с читателем (справочно-информационное обслуживание, рекомендация литературы и т.д.).

Хотя дайджесты могут выпускаться в печатной форме, но сейчас проще сделать это в электронном виде и размещать их на сайте библиотеки. Это дает возможность сделать ссылки на указанные в дайджесте источники (если они представлены в интернет), либо на каталог библиотеки (если упомянутые издания находятся в ее фондах). Например: в дайджесте, посвященном современной экономической ситуации в районе вы делаете ссылки на электронные газетные публикации, включенные в дайджест, и на документы, размещенные на сайте администрации района и на статьи из сборников или журналов, которые не представлены в электронном виде.

Дайджесты хорошо адаптируются под современную ситуацию и используются для информирования аудитории библиотечного сайта или соцсетей. Среди распространенных вариантов – дайджесты по поступившим в библиотеку книгам, журналам и т.д. Содержание дайджеста может основываться на тематически отобранных источниках или на времени их поступления в фонд, быть нацеленным на взрослую аудиторию или на подростковую. Вариантами дайджеста могут стать подборки: что спрашивали в библиотеке в сентябре / декабре и др.; что читает старшее поколение или что читают наши дети кроме школьной программы.

Библиотека может готовить дайджест на основе локальных новостных изданий (как печатных, так и интернет-изданий), знакомя аудиторию сайта с новостями региона, выбрав тему культуры или права (если дайджест готовит ПЦПИ).

Дайджест вписывается в систему информирования абонентов ИРИ или ДОР (если она действует в библиотеке). Тематическая подборка материалов из изданий, поступивших в библиотеку и доступных подписных ресурсов будет работать на раскрытие фонда. Удачным приемом будет использование дайджестов при информационном обслуживании преподавателей или студентов. Дайджесты могут помочь подготовить материал по новому курсу лекций, предмету, который только введен в учебный план и не получил должного выражения в учебной литературе. Например: преподаватель по истории готовит новую тему краеведческого характера для школьного курса, а библиотека делает подборку цитат из документов, в которых есть информация по этой теме по этой теме.

Можно использовать дайджест для представления анонсов мероприятий библиотеки и презентации услуг в организациях, с которыми сотрудничает библиотека. Для таких дайджест-рассылок обычно используют уже готовые материалы, которые собираются заново в тематические блоки и снабжаются «подводкой» – текстом, связывающим эти материалы воедино. В дайджест-рассылках не повторяют материал целиком, а дают небольшие фрагменты текста и снабжают их ссылкой на источник. Если источник – сайт вашей библиотеки, то это поспособствует увеличению посещаемости сайта.

Все виды дайджестов, которые может создавать библиотека можно разделить на две большие группы: собственно тематические и информационные. Тематические дайджесты, основанные на хорошей проработке темы, печатных и электронных источников, с традиционной четкой структурой будут предназначены специалистам в какой-либо области. Информационные – в виде подборок новостей, анонсов,

При подготовке консультации использованы источники:

  • Дайджесты, тематические подборки, досье // Справочник библиографа. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 592-598.
  • Лапшов, Б. А. Дайджест-конспект – новое дитя древней библиографии // Библиография. – 1995. – № 6. – С. 25-29.
    Проблемно-тематические указатели и базы данных // Справочник библиографа. – 4-е изд., испр. и доп. – Санкт-Петербург, 2014. – С. 550-552.
  • Майорова, А. Создаем виральный контент: дайджесты / Алина Майорова. – Текст : электронный // GreenSMM Blog : [сайт]. – URL: https://blog.greensmm.ru/?p=3068 (дата обращения: 28.12.2020).
  • Справочник библиотекаря / науч. ред. А. Н. Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 257.
  • Шумная, Е. Рассылка-дайджест: максимум пользы в одном письме / Шумная Елена. – Текст : электронный // MALIFIT : [сайт]. – URL: https://mailfit.com/blog/rassylka-dajdzhest-maksimum-polzy-v-odnom-pisme (дата обращения: 28.12.2020).
  • Электронные документы : создание и использование в публичных библиотеках : справочник / науч. ред. Р. С. Гиляревский, Г. Ф. Гордукалова. – Санкт-Петербург, 2007. – С. 530-532.