Контент-план — это график публикаций для социальных сетей, блогов или сайтов, который составляют заранее на определённый период. То есть план того, когда и на какую тему будет публикация и что предстоит сделать.
Чем полезен контент-план:
- Упорядочивает большой объем информации — даты и темы публикаций, тезисы, ссылки на дополнительные материалы находятся в одном пространстве.
- Согласует действия всех, кто занимается в компании контентом — в удобном формате показывает, что и когда нужно делать.
- Экономит время команды — не надо каждый день думать, что публиковать, искать инфоповоды, подбирать медиаматериалы.
- Учитывает и маркетинговые цели компании, и интересы аудитории — рекламный контент сочетается с развлекательным и полезным.
- Позволяет публиковать контент регулярно — это лучше, чем беспорядочная публикация.
В идеале нужно составлять индивидуальный контент-план для каждого канала, чтобы посты были адаптированы под конкретную социальную сеть, подписчиков вашей группы в ней и их интересов.
С чего начать составление контент-плана?
Важно понимать, что контент-план для соцсетей библиотеки должен включать в себя развлекательный, образовательный, информирующий и рекламный материал.
— Информирующий контент. Офлайн-мероприятия в библиотеке нужно анонсировать в соцсетях, чтобы привлечь внимание подписчиков на событие или напомнить им о мероприятии за неделю или несколько дней. Пост-анонсы.
— Рекламный контент. Речь идет прежде всего, о рекламе самой библиотеки — места, где есть много интересного и полезного. Рекламный контент можно рассматривать как вариант самопрезентации. К примеру, рассказывать подписчикам о том, чем занимается библиограф, показывать внутреннюю «кухню» библиотеки: как выполняется библиографическая справка, как хранятся фонды. Пользователям будет интересно увидеть реальных людей, которые трудятся в библиотеке и чья работа гораздо разнообразнее, интереснее и сложнее, нежели выдача книг.
— Образовательный контент. Обзор новой или популярной книги, редких или букинистических изданий книг – способ познакомить читателей с фондом библиотеки или завязать обсуждение под постом, для увеличения вовлеченности подписчиков. Читателям также будут интересны посты с описанием услуг, которыми можно воспользоваться в библиотеке, видеообзоры ресурсов. А легкий видеоконтент особенно привлекателен для восприятия молодой аудиторией. Короткие, до 3-х минут, ролики с обзором книги или нового ресурса, вполне вероятно, будут предпочтительнее для подписчиков, нежели длинный текст с описанием.
— Развлекательный контент. Его цель — привлечь новую аудиторию, повысить активность подписчиков и увеличить отклики в виде лайков, комментариев, репостов. Подходящие для этого способы — провести конкурс с призами, в том числе совместный с другими организациями, тематические викторины, предложить отмечать в комментариях друзей, чтобы те подписались на страницу сообщества, запускать интерактивы, вроде литературных загадок или ребусов, опросы, голосования.
Важно подавать такую информацию содержательно, лаконично, позитивно, на простом и понятном языке.
Как составить контент-план?
- Проанализировать статистику своей группы в соцсети или группы других библиотек. Это поможет определить, какой контент интересен целевой аудитории и вести свои соцсети более эффективно.
Стоит обращать внимание на следующее:
- Посты каких типов публикуют чаще, а каких реже, и как на них реагирует аудитория. То есть как конкуренты вовлекают, прогревают и рекламируют свои услуги.
- Численные показатели постов — сколько собирают лайков, как часто бывают репосты, какой коэффициент вовлеченности и так далее.
- В какое время публикуют контент и когда он собирает больший отклик. Это поможет понять, когда аудитория готова взаимодействовать с вами.
- Узнать, кто ваша аудитория
Чтобы точнее попадать контентом в потребности и интересы аудитории, постарайтесь как можно лучше понять, для кого делать контент:
- Проанализируйте социально-демографические и географические характеристики аудитории. К первым относятся пол, возраст, образование, род деятельности. Ко вторым — город и страна, где живет потенциальный читатель.
- Изучите сообщества, на которые подписаны клиенты в выбранной соцсети. Так вы поймете, что входит в круг интересов аудитории, какими темами и форматами ее можно привлекать.
- Определить оптимальную частоту публикаций
В разных соцсетях она различается. Но для всех платформ работает правило — чем больше публикаций, тем выше охват. Это не означает, что нужно каждый день выкладывать по 50 постов. Нужно найти баланс между «аудитория устала от постов» и «аудитории не хватает постов» — а потом публиковать контент с выбранной частотой регулярно.
Чтобы найти баланс, попробуйте оценить:
- Частоту публикаций у конкурентов. Посмотрите на лайки и другую активность аудитории — так станет понятнее, какая периодичность подходит потенциальным подписчикам. В любом случае важно не уступать конкурентам в активности.
- Свои возможности. Попробуйте понять, как часто вы сможете делать реально качественный и нужный людям контент. Достаточно ли для этого сотрудников и времени.
- Реакции аудитории. Когда начнете регулярно публиковать контент, проанализируйте первые результаты. Посмотрите в аналитике на показатели вовлеченности. Рост покажет, что контент нравится аудитории сам по себе, а не просто лайков становится больше, потому что вы публикуете много постов.
Главное — публиковать посты регулярно, по крайней мере без длительных перерывов. Так аудитория привыкнет и будет ждать постов, а соцсеть — станет активнее продвигать вас в рекомендательной ленте.
- Составить список тем, интересных целевой аудитории.
Определите, какой контент может положительно влиять на жизнь аудитории: решать образовательные вопросы или просто делать будни веселее и интереснее. При этом работать и на основную цель работы в сетях – продвижение библиотеки.
Чтобы подготовить список с такими темами и идеями, можно:
- Спросить у аудитории. Проведите опрос в соцсетях. Спросите, что подписчики хотели бы видеть на вашей странице — людям приятно, когда их мнением ненавязчиво интересуются.
- Изучить статистику на уже опубликованные посты.
- Посмотреть на блоги конкурентов. Это бесконечный источник тем и форматов. Необязательно копировать — всё всегда можно адаптировать под себя. А еще в блогах можно «подглядеть», какими хештегами пользуются конкуренты и какие тренды публикуют — это поможет активнее продвигаться в ленте.
- Внесите в контент-план знаменательные даты. Праздники могут стать также источниками идей для вашего контент-плана. Более того, иногда можно откопать такой интересный праздник и придумать к нему такой интересный формат контента, что охват ваших ресурсов сразу взлетит до небес. И старайтесь даже в праздничные дни быть максимально полезными своим подписчикам. Если вы заранее продумаете и внесете в контент-план еще на этапе его составления интересные идеи, как вам обыграть тот или иной праздник, на подготовку такого контента у вас будет достаточно времени.
- Приурочивайте публикации постов с книгами из фонда к инфоповодам. Интересы подписчиков часто сосредоточены не только на книгах. Если выходит фильм по книге – можно рассказать про первоисточник.
- Идею для контента можно найти за пределами библиотеки. Не обязательно фокусироваться на книгах и литературе. Библиотека – культурно-досуговое место, поэтому можно писать исторические заметке о городе или известных людях области.
Работа с контентом сейчас настолько интересна и многообразна, что сидеть и делать годами одно и то же просто недопустимо. Так что включайте в ваш контент-план разные идеи, форматы, используйте все возможные и невозможные форматы подачи. Лучше всего составлять контент-план на долгосрочный период — хотя бы на месяц, хотя некоторые предпочитают писать контент-план на год вперед (естественно, внося в него коррективы по мере поступления новых инфоповодов или задач).
Почему при составлении контент-плана обязательно нужно изучить предстоящие выходные и праздники? Сделать это нужно по нескольким причинам. Самая главная из них — в контент-плане важно правильно распределить количество публикаций в месяце и понимать, что в выходные дни есть риск нарваться на низкую посещаемость и активность подписчиков в образовательном и информационном контенте.
Многие увлеченные работой сотрудники только накануне узнают о том, что посреди недели внезапно оказывается нерабочий день из-за какого-нибудь предстоящего праздника. Поэтому научитесь изучать календарь предстоящих праздников внимательно. И готовьте материал заранее.
На этом подготовительная часть закончена — теперь можно садиться и прописывать контент-план.
Теперь необходимо выбрать пространство для ведения контент-плана. Для этого выберите программу или приложение, где всей команде будет удобно над ним работать.
Контент-план может быть в формате майнд-карты, канбан-доски, списка, презентации — кому какой способ больше нравится.
Интеллект-карта, или майндмэп. Самый творческий подход к составлению контент-плана — интеллект-карта. От слова «Контент» отходят ветви в зависимости от вида контента: «Развлекательный и вовлекающий», «Обучающий» — полезный, «Бренд» — продающий, репутационный. От каждой ветви отходят подветви в зависимости от количества рубрик в контент-плане. А уже каждая подветвь разветвляется по темам контента.
Google Docs. Признаться, мир бесплатных сервисов пока не придумал инструмента более доступного, универсального и понятного, чем Google Docs. Программа прекрасна тем, что к готовому файлу можно открыть доступ администраторам и исполнителям и редактировать план сколько угодно. Для пользования Google Docs не надо регистрироваться в дополнительных программах или делать какие-то установки себе на компьютер, но, конечно, жизнь будет намного легче, если у вас есть почта Gmail.
Интересно и то, что известные нам редакции пользуются Google Docs для планирования очень по-разному. Но практически все они предпочитают работать в подпрограмме Sheets — аналоге Excel. Там удобно делать разметку по датам, делать цветную маркировку, обозначать степень готовности материала и прочее.
Также можно создать удобную для вас таблицу в Excel. В таблицу добавляются столбцы с видами контента, его описанием и статусом.
Рубрикатор. Чтобы составить контент-план в виде рубрикатора, необходимо сделать табличку, в которой будет столько же столбцов, сколько рубрик в вашем блоге. Под названием каждой рубрики прописываются темы для контента. Потом можно взять любую тему из имеющихся и писать по ней, удаляя уже опубликованные темы и дополняя новыми. С таким контент-планом важно чередовать рубрики. В остальном он довольно простой и ни к чему не обязывающий.
В этом плане чётко видно, на какие рубрики делится контент в блоге и сколько тем ещё не опубликовано, — на эти темы можно писать статьи.
Календарь. Он позволяет детально распланировать весь контент, выделить рубрики и разнести темы по датам.
Какой вид контент-плана вы выберете, решать только вам. Главное, чтобы его было удобно составлять, легко ориентироваться и чтобы контент-план работал на вас и ваши цели.
Шаблоны и примеры
Если не хотите придумывать свой шаблон для контент-плана, используйте уже готовые. Чаще всего в контент-плане есть такие графы:
— период;
— дата, время, день недели;
— рубрика;
— тема публикации;
— формат публикации;
— статус;
— комментарии и примечания.
Остается только заполнить контент-план.
Прописать контент-план можно достаточно быстро, если выполнить все предыдущие шаги: проанализировать конкурентов и аудиторию, определиться с частотой публикаций, составить список тем и выбрать подходящий инструмент.
Условно можно выделить два варианта заполнения контент-плана:
Развернутый. Подойдет для крупных проектов, где над одной публикацией работает несколько человек, а для ее создания используют разные медиаматериалы. Помимо даты и темы, в таком контент-плане обычно прописывают формат поста (полезный, развлекательный, продающий), суть публикации (тезисно, о чем материал), дают ссылки на медиаматерилы, из которых складывается публикация. Также в этой таблице можно прописать задачи и ответственных.
Сокращенный. Подойдет для небольших проектов и специалистов, которые хорошо разбираются в особенностях конкретной соцсети. Такой контент-план больше похож на календарь и нужен в основном, чтобы понимать, когда какой пост публиковать.
В наши дни Интернет позволяет получить необходимую, и что важно, новую, оперативную информацию, не выходя из дома. И поэтому неудивительно, что люди, которые раньше ходили в библиотеку, сейчас ищут всё, что им необходимо в Интернете. С учётом этой ситуации важно найти путь библиотеки к читателю. И в этом не лёгком деле сайты и социальные сети – лучшие помощники. Быстрого прироста новых читателей продвижение в социальных медиа не дает. Но эта работа является важной частью маркетинговой коммуникации, позволяет мгновенно обратиться ко всей целевой аудитории, выявить ее потребности, своевременно анонсировать новые услуги и программы, обеспечить обратную связь.