Средние таблицы ББК
Автор изображения: Элла СалдыеваИсточник: Владимирская областная научная библиотека

Библиотечно-библиографическая классификация создавалась, начиная с 30-х гг. XX века как система классификации для советских библиотек. Тогда же были определены задачи и требования к советской классификации. В 1981 году группа авторов ББК была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники. В связи с политическими событиями в жизни страны в 1990-х гг. Научно-исследовательским центром развития ББК были приняты принципиальные решения, обеспечивающие сохранение и развитие классификационной системы, а также осуществлена работа по деидеологизации системы с одновременным проведением её модернизации. Во всех разделах уточнялись формулировки, многократно проверялись различные приёмы типизации.

Решение о публикации Средних таблиц было принято в 2000 г., а издание Выпуска 1 Средних таблиц ББК произошло в 2001 г. Средние таблицы — это итог многолетней работы по совершенствованию отечественной классификации. При подготовке за основу была взята структура таблиц для областных библиотек (1980-1983 гг.). Методы построения Средних таблиц ББК были максимально приближены к полным таблицам. В то же время было сохранено значение ББК как стандартной системы, предназначенной для централизованного применения. Средние таблицы необходимы прежде всего центральным библиотекам Централизованной библиотечной системы (ЦБС), располагающим значительными собственными фондами и организующим каталог на фонд ЦБС в целом. В последнем Выпуске 9 Средних таблиц ББК опубликован Сводный алфавитно-предметный указатель. Он составлен на основе указателей, помещённых в отдельных выпусках Средних таблиц ББК и является единым ко всем разделам таблиц. В указателе в едином алфавитном ряду представлено всё многообразие понятий, включённых в средний вариант таблиц ББК, поэтому АПУ обеспечивает удобную навигацию в обширной, сложной и разнообразной проблематике Средних таблиц в целом.

Очень часто читатель формулирует информационный запрос на естественном языке, называя конкретную тему, предмет, термин и т. д. Читательские запросы не всегда совпадают с имеющимися в ББК терминами. Для релевантного запросу результата поиска необходим посредник, который связал бы запрос пользователя с соответствующими тематическими разделами каталога. Базой для предметного входа в Электронный каталог может служить алфавитно-предметный указатель к ББК, поскольку он вместе с таблицами классификации представляет собой единое, органически взаимосвязанное неразрывное целое.

Систематизатор проводит анализ документа, выявляет классификационные признаки. Источником анализа является документ в целом и все его элементы. Заглавие, помещённое на титульном листе, не всегда соответствует содержанию документа. Следует ознакомится с аннотацией, оглавлением, предисловием, найти сведения об авторе. При необходимости можно обратиться к ресурсам Интернета и другим источникам, которые помогут принять правильное классификационное решение.

Алфавитно-предметный указатель — это обязательная составная часть ББК. Назначение алфавитно-предметного указателя — это обеспечение вербального (словесного) входа в таблицы. Рассредоточенные в таблицах характеристики понятий, объектов и т. п. здесь собираются вместе. Это позволяет отразить все вопросы в двух разрезах: в предметном — в указателе и в систематическом в таблицах.

Предметные рубрики указателя приводятся в прямой и инверсированной форме, раскрываются все аббревиатуры, синонимы (если они даны в таблицах). Помимо рубрик, указывающих конкретный индекс соответствующего предмета или рубрик, отсылающих к другим предметным рубрикам, в указателе даны рубрики методического характера, которые разъясняют, где искать данный предмет или вопрос.

В тех случаях, когда систематизатор испытывает затруднение при изыскании понятия непосредственно в тексте таблиц, он может, обратившись к алфавитно-предметному указателю, установить индекс этого деления. Но следует иметь в виду, что нельзя найденный в алфавитно-предметном указателе индекс считать окончательным. Необходимо по этому индексу отыскать в таблицах деление, так как в основных таблицах имеются детализация, методические указания, ссылки, с которыми необходимо ознакомиться прежде, чем принять решение. Указатель включает понятия, представленные в основных таблицах, таблицах типовых делений (общих и специальных типовых делений, планов расположения) и в ссылочном аппарате.

В алфавитно-предметном указателе наименования объектов обозначены предметными рубриками. Используются простые, сложные и гнездовые рубрики. В гнездовой рубрике соединены объект и все аспекты его рассмотрения в таблицах, которые обозначаются подрубриками. Гнездовые рубрики могут иметь две и более подрубрик.

Например:

Простая рубрика

Гольф 75.570

Сложная рубрика

Калийная селитра 35.326

               удобрение 40.449.36

Гнездовая рубрика

Лазерное излучение 22.345.2

  в защите растений 44.157.4

  действие на биологические процессы -634*28

  защита человека от его воздействия 51.268

  распространение и взаимодействие с веществом 22.343.4

Предметные рубрики даны в единственном или во множественном числе в соответствии с таблицами. В тех случаях, когда одно и то же понятие отражено в указателе синонимами, прямыми и инверсированными формулировками, для гнездовых рубрик выбирается термин, имеющий наибольшее распространение, а от остальных к нему даются отсылки. Отсылки к гнездовым рубрикам даны без указания индексов, так как гнездовые рубрики включают не один, а несколько относящихся к рубрике индексов.

Например:

Классический капитализм см. Капиталистическое общество

Капиталистическое общество

  социальная философия 60.033.22

  социология 60.521.4

  формационный тип культуры 71.124

При совпадении формулировок делений основных таблиц и таблиц типовых делений предметная рубрика сопровождается двумя или тремя индексами, отделёнными один от другого точкой с запятой. Индексы типовых делений указаны после индекса основных таблиц. Индекс, отмеченный звёздочкой, показывает раздел, в котором используется таблица типовых делений. Если этих таблиц несколько в одном разделе, то индексу со звёздочкой добавляется обозначение таблицы (цифровое, буквенное).

Например:

Словари 92.1; я21

Заимствования в словарном составе языка 81.053.2; -32*81.2/8

Политические системы 66.03; ,1*66.3

где:

92.1; 81.053.2; 66.03 — индексы основных таблиц

я21 — индекс общего типового деления

-32 — индекс специального типового деления

,1 — индекс деления плана расположения

*81.2/8 — индекс раздела, в котором используется СТД

66.3 — индекс раздела, в котором используется ПР

В тех случаях, когда тема представлена только в таблицах типовых делений и отсутствует в основных таблицах, индекс типового деления даётся непосредственно за наименованием рубрики. Например:

Записи собственноручные я01

Народная драма -46*82.3

Бахрейн (5Бах)

Систематизатору необходимо помнить, что индексы типовых делений самостоятельного значения не имеют и присоединяются к индексам основных таблиц. В тех случаях, когда в таблицах под индексом типового деления имеется План расположения, в рубрике указателя индекс Плана расположения дан перед индексом Специального типового деления и отделён от него звездочкой. Например: Биография писателя ,2*-8*83.3

При полном совпадении формулировок предметных рубрик  с индексами типовых делений и индексами развёрнутых таблиц, образованных при помощи этих делений, в указателе отражаются только индексы вспомогательных таблиц. Например, при наличии в указателе рубрики Политическая борьба ,133*66.3 в указателе не отражается деление 66.3(2Рос),133 Политическая борьба. В рубриках индексы которых содержат территориальные типовые деления (2Рос) или (2), в большинстве случаев опущены слова, указывающие на принадлежность к России или СССР.

Понятия, общие для ветеринарии и медицины, представлены одной предметной рубрикой с индексами обоих разделов. Например: Патогенные микроорганизмы 48.4; 52.649

При одинаковом наименовании языка и языковой группы или семьи отражена только языковая группа или семья. Например, при наличии в указателе рубрики Монгольские языки 81.64; =64, не включается в указатель рубрика Монгольский язык 81.641; =641. При неполном соответствии наименований языка и языковых групп отражаются оба наименования.

Например:

Италороманские языки =473

Итальянский язык 81.473.1; =473.1

События (революции, войны и др.), имеющие характерные названия, даются в указателе только под этими названиями. Например:

Русско-японская война (1904-1905) 63.3(2)531-68

Термины, имеющие полную и краткую форму, приводятся в указателе в полной и краткой форме. Например:

МСВ (Мотострелковые войска) 68.512

Мотострелковые войска (МСВ) 68.512

А в гнездовых рубриках термины, имеющие полную и краткую форму, отражаются под одной из форм с отсылкой от другой. От синонимов и инверсий даны отсылки в тех случаях, когда они представлены в указателе гнздовыми рубриками. Древняя Русь см. Русь Древняя. Гнездовые рубрики, тематически дополняющие друг друга, имеют перекрёстную ссылку «см. также». В гнездовых рубриках при наличии подрубрик, связанных с датами, порядковыми числительными, наименованиями периодов, подрубрики располагаются не по алфавиту, а в прямой хронологии событий. Подрубрики, имеющие порядковые номера, располагаются в последовательности порядковых номеров.

Например:

Мировая война

первая см. Первая мировая война 1914-1918

вторая см. Вторая мировая война 1939-1945

Понятия, которые представлены в ряде стран, континентов и индексируются аналогично, отражены в указателе одним индексом с символом территориальных типовых делений — круглыми скобками. При систематизации литературы в скобках проставляются индексы соответствующих стран, континентов, социальных систем. Например: Феноменология в истории философии 87.3( )6-708

Понятия, представленные в таблицах как отсылки к другим разделам, в указателе отражены индексами этих разделов, вне зависимости от того, раскрыта ли эта тематика в тексте таблиц. Например: Лодки 39.428.4

подводные 68.531.111

Вулканические землетрясения 26.217.11

Ошибки в индексировании документов

Во всех представленных фрагментах библиографических записей неправильные классификационные индексы выделены жёлтым цветом. Затем дан анализ принятия правильного классификационного решения.

 

  1. Неправильно определены тема и предметные рубрики.

Фрагмент записи:

200 1#$aПочему небо голубое?$e[0+]$fА. Ворох$gхуд. Елены Булай

210 ##$aМосква$cАСТ$cАванта$d2022

215 ##$a45, [2] с.$cцв. ил.$d22

225 1#$aСамые лучшие почемучкины книжки

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66280776$aВселенная$xСтроение

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66244504$aЦвет$xВосприятие

686 ##$a22.632$vLBC/PL$2rubbk

700 #1$aВорох$bА.С.$gАндрей Станиславович

702 #1$aБулай$bЕ.$gЕлена$4040

 

Ошибки: Небо кажется голубым из-за явления, которое называется рассеяние света. В алфавитно-предметном указателе Свет 22.34

  отражение см. Отражение — света 22.343.232

Правильный вариант 6 блока:

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66842477$aСвет$xОтражение
606 1#$2nlr_sh1$3RU\NLR\AUTH\66379279$aСвет$xДиффузное рассеяние
686 ##$a22.343.232$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Неправильно определён раздел ББК.

Фрагмент записи:

200 1#$aЕкатерина Фурцева. Ткачиха на советском олимпе$e[16+]$fЛеонид Млечин

210 ##$aМосква$cМолодая гвардия$d2022

215 ##$a406, [3] с., [8] л. ил.$cил., портр.$d21

225 1#$aБиографика$eклассика

517 1#$aТкачиха на советском олимпе

600 #1$aФурцева$bЕ.А.$gЕкатерина Алексеевна$f1910 — 1974$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661451499

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66307824$aГосударственные и политические деятели$yСССР$jБиографии

686 ##$a66.3(2Рос)-8$vLBC/M$2rubbk

700 #1$aМлечин$bЛ. М.$gЛеонид Михайлович

702 #1$aФурцева$bЕ. А.$f1910-1974$gЕкатерина Алексеевна$4280

 

Ошибки: Екатерина Фурцева — советский государственный деятель. В алфавитно-предметном указателе

Исторические деятели см. в подразделениях 63.3

  СССР (Союз Советских Социалистических Республик) (2) 

  Новейшее время история 63.3(0)6

Правильный вариант 6 блока:

600 #1$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661451499$aФурцева$bЕ.А.$gЕкатерина Алексеевна$f1910 — 1974$jБиографии
606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66307824$aГосударственные и политические деятели$yСССР$jБиографии
686 ##$a63.3(2)63-8$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Неправильный классификационный индекс, ключевые слова дублируют предметные рубрики

Фрагмент записи:

200 1#$aРазвод: как правильно разделить имущество$e[профессиональные советы, примеры из практики, женские хитрости]$fадвокат Наталья Евстигнеева

203 ##$aТекст$bвизуальный$cнепосредственный

210 ##$aМосква$cЭксмо$d2022 [т.е. 2021]

215 ##$a156, [1] с.$d22

225 1#$aПросто о праве

300 ##$a(3 кв. 2022)

300 ##$a(4 кв. 2022)

333 ##$a16+

606 1#$aРазвод$xПравовые вопросы$yРоссийская Федерация$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661358810

606 1#$aСупруги$xРаздел имущества$xПравовые вопросы$yРоссийская Федерация$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\6601541877

610 1#$aсемейное право

610 1#$aразвод

610 1#$aбрак

610 1#$aрасторжение брака

610 1#$aправо

610 1#$aзаконы

686 ##$a67.404.4$vLBC/SL$2rubbk

700 #1$aЕвстигнеева$bН. В.$gНаталья Валерьевна

 

Ошибки: Заключение и прекращение (расторжение) брака регулируется в России семейным законодательством. В алфавитно-предметном указателе Семейное право 67.404.5

Расторжение брака 67.404.51      

Правильный вариант 6 блока:

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661358810$aРазвод$xПравовые вопросы$yРоссийская Федерация
606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661291148$aБрак$xРасторжение$yРоссийская Федерация

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\6601541877$aСупруги$xРаздел имущества$xПравовые вопросы$yРоссийская Федерация
686 ##$a67.404.51$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Неправильно определено территориальное типовое деление.

Фрагмент записи:

200 1#$aГоргели$iБольшая спасательная операция$e[для сред. шк. возраста$e0+]$fЙохем Майер$gпер. с гол. Е. Векшиной$gил. Рика де Хааса

210 ##$aМ.$cДобрая книга$d2022

215 ##$a[25] с.$cцв. ил.$d30

686 ##$a(3Нид)$vLBC/RL$2rubbk

700 #1$3RU\NLR\AUTH\770235519$aМайер$bЙ.$f1977-$gЙохем

702 #1$3RU\NLR\AUTH\770233603$aХаас$bР. де$f1960-$gРик де$4440

702 #1$aВекшина$bЕ.$4730

 

Ошибки: Йохем Майер — нидерландский писатель, который пишет книги на голландском языке. В алфавитно-предметном указателе

Голландское королевство 1806-1810 63.3(4Нид)52

  Нидерланды (4Нид)

  Европа (4)

Правильный вариант 6 блока:

686 ##$a84(4Нид)$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Неправильно определён полный классификационный индекс.

Фрагмент записи:

200 1#$aДорога жизни, 1941-1943$eрассказы$e[для старшего дошкольного и младшего школьного возраста$e6+]$fН. Ходза

210 ##$aМосква$cДетское время$d2022

215 ##$a93, [3] с.$cил.$d29

300 ##$a(3 кв. 2022)

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\668893$aВеликая Отечественная война$z1941 — 1945$jИздания для детей

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661253360$aБлокада Ленинграда$z1941 — 1944$jИздания для детей

610 1#$aистория России 20 век

610 1#$aВеликая Отечественная война

686 ##$aмл 63.3(2)622$vLBC/R$2rubbkL

700 #1$3RU\NLR\AUTH\7737219$aХодза$bН.А.$gНисон Александрович$f1906-1978

 

Ошибки: В поле 686 указывается полный классификационный индекс, а в поле 899 «шифр хранения» или полочный индекс. В алфавитно-предметном указателе

Блокада Ленинграда в период Великой Отечественной войны и прорыв блокады 1943 — 63.3(2)622,11

Правильный вариант 6 блока:

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661398676$aВеликая Отечественная война$z1941 — 1945$xПервый период$jИздания для детей
606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661253360$aБлокада Ленинграда$z1941 — 1944$jИздания для детей
606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661344456$a»Дорога жизни»$z1941 — 1943$jИздания для детей
686 ##$a63.3(2)622,11$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Неправильно определён классификационный индекс для исторической персоны (личности).

Фрагмент записи:

200 1#$aКто такой Петр I?$e[для младшего школьного возраста]$fА.И. Монвиж-Монтвид$gрис. С. Зориной

210 ##$aМосква$cАСТ$d2022

215 ##$a46, [1] с.$cил.$d21

225 1#$aМоя первая книга обо всем на свете

300 ##$a(4 кв. 2022)

600 #1$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66180638$aПетр$dI$cимператор российский$f1672 — 1725

607 ##$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661305092$aРоссия$xИстория$z17 — 18 вв.

610 1#$aистория России

610 1#$aПетр I

610 1#$aроссийские императоры

686 ##$a63.3(2)$vLBC/RL$2rubbk

700 #1$3RU\NLR\AUTH\770154711$aМонвиж-Монтвид$bА. И.$f1975-$gАлександр Игоревич

702 #1$aЗорина$bС.$gСветлана$4040

 

Ошибки: Человек, имя которого осталось в истории, известен нам своей деятельностью в конкретное историческое время. В алфавитно-предметном указателе Петр I царствование 1689-1725 — 63.3(2)511

Правильный вариант 6 блока:

600 #1$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\66180638$aПетр$dI$cимператор российский$f1672 — 1725
606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661414350$aИмператоры$yРоссия
607 ##$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661305092$aРоссия$xИстория$z17 — 18 вв.
686 ##$a63.3(2)511$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Неправильно определены аспекты темы и, как следствие, в записи неправильный классификационный индекс.

Фрагмент записи:

200 1#$aПреодоление тревожности родителей$eкак воспитывать детей без лишнего волнения$fДебра Киссэн, Миха Иоффе, Ханна Ромен$gпер. с англ. и ред. А. В. Слепцова

210 ##$aМосква$aСанкт-Петербург$cДиалектика$d2023

215 ##$a255 c.$cил., табл.$d24

300 ##$aЗаглавие и автор оригинала: Overcoming parental anxiety / Debra Kissen, PhD, Micah Ioffe, PhD, Hannah Romain, LCSW

320 ##$aБиблиография: с. 253-255

454 #0$12001#$aOvercoming parental anxiety$fDebra Kissen, PhD, Micah Ioffe, PhD, Hannah Romain, LCSW$1700#1$aKissen$bD.$gDebra$1701#1$aIoffe$bM.$gMicah$1701#1$aRomain$bH.$gHannah

606 1#$aРодительство$xПсихологические проблемы$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661518971$jПопулярные издания

686 ##$a74.902$vLBC/M$2rubbk

700 #1$aКиссэн$bД.$gДебра

701 #1$aИоффе$bМ.$gМиха

701 #1$aРомен$bХ.$gХанна

 

Ошибки: В книге представлены специальные психологические упражнения, основанные на последних достижениях неврологии, которые призваны помочь родителям в общении с детьми. В алфавитно-предметном указателе Родительская позиция во взаимоотношении в ребенком 88.576.5

  Родители роль в воспитании детей в семье 74.903

Правильный вариант 6 блока:

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661570158$aДети и родители$xВзаимопонимание

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\661518971$aРодительство$xПсихологические проблемы
606 1#$2nlr_sh1$3RU\NLR\AUTH\661095949$aТревожность(психол.) в общении
606 1#$2nlr_sh1$3RU\NLR\AUTH\663372$aВоспитание в семье
686 ##$a88.576.5$vLBC/M$2rubbk
686 ##$a74.903$vLBC/M$2rubbk

 

  1. Классификационный индекс не соответствует предметной рубрике.

Фрагмент записи:

200 1#$aОткуда берётся еда?$e[для детей до трёх лет$eдля чтения взрослыми детям]$fЮлия Дюрр$g[перевод с немецкого С. Белецкого$gиллюстрации автора]

203 ##$aТекст$aИзображение$bвизуальные$cнепосредственные

210 ##$aМосква$cМанн, Иванов и Фербер$d2022

215 ##$a[35] с.$cцв. ил.$d30

225 1#$aСерия «МИФ. Тематические энциклопедии»

300 ##$a(4 кв. 2022)

606 1#$aПищевые продукты$jИздания для детей$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\6635840

610 1#$aеда

610 1#$aпродукты питания

610 1#$aэнциклопедии для детей

686 ##$aмл 36$vLBC/SL$2rubbk

700 #1$aДюрр$bЮ.$gЮлия

702 #1$aДюрр$bЮ.$gЮлия$4040

 

Ошибки: В книге есть информация и о пищевых продуктах, и о пищевых производствах. В алфавитно-предметном указателе        

  Пищевые производства 36

  Пищевые продукты 36.80-9

Правильный вариант 6 блока:

606 1#$2nlr_sh$3RU\NLR\AUTH\667357$aПищевые продукты$xПроизводство$jИздания для детей
686 ##$aмл 36.80-9$vLBC/M$2rubbk

 

Скачать текст методической консультации