В январе-феврале 2025 г. на базе Владимирской областной научной библиотеки состоялись курсы повышения квалификации «Автоматизация технологии обслуживания библиотек области. Единый читательский билет».
Организатором курсов выступил Владимирский институт развития сферы культуры и искусства.
В обучении приняли участие 36 человек из 15 территориальных образований, включая г. Владимир и ЗАТО г. Радужный. Самым большим количеством специалистов был представлен Вязниковский район.
В рамках обучения специалистам муниципальных библиотек области было рассказано о развитии процесса автоматизации обслуживания пользователей и современных технологиях данного направления.
Большое внимание было уделено RFID-технологиям, являющимся основой процесса автоматизации облуживания пользователей.
Слушатели познакомились с основными теоретическими аспектами работы систем радиочастотной идентификации, современным RFID-оборудованием и RFID-системами, а также опытом внедрения RFID-системы филиалом муниципальной библиотеки. Кроме того, библиотечные специалисты узнали, как происходит процесс маркировка библиотечных фондов RFID-меткам и познакомились в возможностями личного кабинета пользователя.






Участникам курсов рассказали, как правильно выбрать RFID-оборудование под задачи конкретной библиотеки и грамотно сформировать техническое задание библиотечными специалистами на закупку оборудования радиочастотной идентификации.
Специалисты Владимирской областной научной библиотеки провели технологическую экскурсию по библиотеке с элементами мастер-класса в отдельных отделах, задействованных в процессе автоматизации облуживания пользователей.
Главный акцент на курсах был сделан на процессе внедрения данной технологии в конкретной библиотеке.
Слушателям курсов был дан четкий алгоритм действий, которые необходимо выполнить, чтобы внедрить автоматизацию обслуживания пользователей в своей библиотеке, а также калькулятор расчета бюджета проекта, который позволяет рассчитать финансовые вложения, которые необходимы библиотеке для реализации проекта.
Подробно рассмотрен подготовительный период к внедрению, требования к электронному каталогу и его обязательной редакции, вопросы работы с фондом, автоматизированного учета выдачи периодических изданий, статистического учета пользователей и книговыдачи, автоматизированного учета массовых мероприятий и автоматизированного ведения дневника работы библиотеки и отдела.
Отдельный блок обучения был посвящен вопросам защиты персональных данных пользователей.
Большое внимание в рамках обучения было уделено практической части. Состоялись практические занятия «Запись читателя в библиотеку в АБИС «OPAC-Global»», «Выполнение заказа пользователя на кафедре и в зоне 24/7. Оформление библиотекарем возврата изданий в фонд из зоны 24/7. Логистика документов», «Зона 24/7 как пользователю» (с заказом из личного кабинета и получением изданий с разных кафедр и зоны 24/7. Возврат изданий в 24/7), «Обработка книжного фонда метками радиочастотной идентификации», «Циркуляция фонда», «Снятие статистики в автоматизированном режиме», «Технологический процесс проверки фонда библиотеки в автоматизированном режиме».
Курсы проходили в 2 этапа. Результатом стала защита проектов, подготовленных каждым участником, по автоматизации технологии обслуживания конкретной библиотеки.






Обучение проходило в дружественной обстановке. Слушатели задавали много вопросов, а некоторые уже даже приступили к реализации (начали работу с электронными каталогами, чтобы привести холдинговые данные к унифицированному виду).
Мы очень рады, что обучение вызвало такую положительную реакцию. Ведь мы понимаем, как сложно внедрять новое и, конечно, готовы ответить на все вопросы, которые будут возникать в ходе реализации проектов.