Курсы компьютерной грамотности. Занятие
Автор изображения: Зотова Е. С.Источник: Владимирская областная научная библиотека

Владимирская областная научная библиотека проводит курсы компьютерной грамотности для лиц пожилого возраста с 2007 года. Изначально, они были частью проекта с общественной организацией, затем курсы проводились в партнерстве с Ростелекомом. В настоящее время уже более пяти лет это курсы, которые проводит собственно библиотека.

Курсы компьютерной грамотности дают возможность не только помочь пожилым людям оставаться быть вовлеченными в современную жизнь общества, но и предоставляет возможность общения, которое с возрастом все более ограничивается.

За более чем 15 лет практики проведения курсов сложилась оптимальная форма проведения курсов. Это касается количества обучающихся, особенностей проведения занятий и подачи материала, его структурирования и собственно наполнения занятий. Так же были разработаны пособия, помогающие закрепить материал.

Основные принципы организации курсов компьютерной грамотности во Владимирской областной научной библиотеке

1. Индивидуальный подход

Несмотря на то, что обучение проходит в группах, так как их размер невелик, преподаватели могут сосредоточиться на том, как усваивает материал каждый из обучающихся. После занятий преподаватели часто отвечают на вопросы участников курсов, как по пройденному материалу, если возникли какие-то сложности в усвоении, либо по работе с мобильными устройствами (это не рассматривается в рамках курсов).

2. Методические подсказки

Для каждого занятия есть иллюстрированные материалы с основными темами урока. Это пошаговые инструкции выполнения каких-либо действий на компьютере: просмотра изображений, сохранения текста из интернет, регистрации в социальной сети.

3. Практическая направленность занятий

Все занятия строятся по принципу практической отработки нового материала. Теоретическая часть сокращена до минимума. Основная часть занятий — это изучение нового материала через выполнение специально подготовленных заданий.

Примерная программа занятий на курсах компьютерной грамотности

Так как курсы знакомят с основами работы на компьютере, то слушателям дают основные минимальные сведения об устройстве компьютера и его операционной системе. Основной упор сделан на взаимодействие пользователя с необходимыми и самыми распространенными программами и функциями компьютера: поиск информации на компьютере, просмотр изображений и видео; прослушивание аудиофайлов; набор и сохранение текста. Большое внимание уделено поиску информации в интернет, проблемам безопасности при работе с сети. Рассматриваются различные интернет сервисы и особенности работы с ними.

1. Основы работы на компьютере

Кратко рассматривается устройство компьютера и его отличие от планшета. основное внимание уделяется работе  клавиатурой и мышью, умению правильно включать и выключат компьютер, подключать внешние устройства памяти, колонки, наушники, принтеры. Слушатели изучают рабочий стол и его составные компоненты, учатся работать с окнами программ, знакомятся с ярлыками файлов и папок, организацией хранения информации внутри компьютера. Уделено достаточно времени знакомству с клавиатурой: блоками клавиш и их сочетаниям.

2. Работа с различными файлами

На этом этапе слушатели изучают как открыть и закрыть файл, сохранить его, скопировать или переместить как внутри компьютера, так и на съемный носитель.  В этом же блоке слушатели изучают прослушивание аудио файлов, просмотр видео и изображений.

3. Текстовый редактор

В данном блоке изучается работа с текстовым редактором: набор текста, основы его форматирования, вставка изображений и таблиц. Одновременно слушатели отрабатывают работу с клавиатурой и закрепляют значение клавиш и их комбинаций.

4. Поиск информации в интернет

Раздел включает знакомство с браузером (Яндексом) и работы с ним, поиском и отбором нужной информации (текстовой, изображений, видео). Слушатели учатся сохранять информацию из интернет (текст, изображения).  Уделяется внимание безопасности при работе в интернет и способам обезопасить себя от интернет-угроз.

5. Электронная почта

Слушатели курсов регистрируют почтовый адрес и учатся работать с электронной почтой: создавать и пересылать сообщения, прикрепленные файлы; создавать новые разделы в электронном почтовом ящике, удалять ненужные письма. Уделяется внимание безопасной работе с почтой, рассказывается о том, что такое спам.

6. Полезные сайты и порталы

Получив навыки поиска в интернет, и став более уверенно общаться с компьютером, слушатели курсов знакомятся с полезными ресурсами сети: правовыми порталами (prav.ogov.ru; сайты компаний, предоставляющих доступ к нормативным документам); сайты, на которых размещен развлекательный контент не нарушающий авторские права (например киностудия Мосфильм с ее коллекцией фильмов); сайты онлайн магазинов,  сервисы бронирования гостиниц, заказа билетов на поезд или автобус. Отдельное занятие посвящается порталу Государственных услуг.

Курсы компьютерной грамотности проводятся во Владимирской областной научной библиотеке с 2005 года. За этот период их объем и содержание менялись, как и запросы тех, кто приходил на занятия. Сейчас востребованы навыки работы со смартфонами, различными приложениями, соцсетями и различными мессенджерами. Так же актуальным стала тема безопасности личных данных и  противодействие мошенникам. Последние темы также обсуждаются в рамках курса основ компьютерной грамотности, которые проходят во Владимирской областной научной библиотеки.

 

Список источников:

Наумова, Р. Р. Использование программно-целевого метода в формировании информационной культуры граждан пожилого возраста. Практический опыт Дальневосточной государственной научной библиотеки // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. — 2012.  — № 1. — С. 62-69.

А при чем здесь цифровой куратор? // Университетская книга. — 2019. — № 4. — С.  31.

Шаронова, Е. Л. Библиотечно-информационная деятельность: теория и практика / Е. Л. Шаронова // Научные и технические библиотеки. — 2021. — № 9 . — С. 103-114.

Мартынова, Н. В. Центр цифровой грамотности при библиотеке как площадка для продвижения проектов в сфере цифровой культуры / Н. В. Мартынова // Информационный бюллетень РБА. — 2020. — № 91. — С. 99-101.